Заметки о выборе средства передвижения или Для чего бизнесу брендинг
18.12.19 473
Заметки о выборе средства передвижения или Для чего бизнесу брендинг
Более популярного вопроса, чем «зачем мне это?», на маркетинговом рынке, кажется, еще не звучало.
– Вам нужно раскачивать BTL! 
– Зачем?
– Стоит начать вести соцсети.
– Зачем?
– Пора привести в порядок позиционирование и коммуникации…
– Подождите, а зачем? Даст сегодняшнее вложение завтра прибыль? А послезавтра? А чем докажете? Зачем мне «через год», я боюсь, как бы к январю не закрыться…


И действительно, «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры…» – и не смог выжить шаткий начинающийся бизнес «в суровых российских реалиях». И пополнил сонм мертвых бизнесов, и лишь изредка является во снах неудачливому собственнику, гремя цепями невыплаченного кредита «на развитие». И никто уже, вроде бы, и не удивляется – мол, страна такая, время такое, вот через десять лет будет лучше и тогда…

 

Уважаемые читатели, вынуждены расстроить: абстрактно «лучше» не будет. При чем, собственно говоря, тут «времена» вообще? В «голодные годы» куда больше потребности аудитории, инсайты на поверхности – следовательно, и почва для создания бизнеса плодороднее. А в «сытые» клиент платежеспособнее – копи средства и масштабируйся. Тоже очевидно. Должен бы цвести и пахнуть бизнес – ан нет, вянет и вянет.

 

В чем же проблема то? А в неустойчивости самого бизнеса. Среда во все времена изменчива. А вот в погоне за быстрым рублем, коротким откликом и прочими модными штучками, которыми пичкают предпринимателей интернет-тренеры, бизнес забывает базовые истины из физики за восьмой класс. Толкните легонько проезжающего мимо велосипедиста – и он упадет. Толкните с той же силой бородатого дядьку на тяжелом мотоцикле – он вильнет в сторону, но, скорее всего, вернется на курс. А если попробуете тем же методом «свернуть с пути истинного» двухтонный автомобиль – максимум, испачкаете руки.

 

Секрет – в инерции. А она тем больше, чем выше масса движущегося «снаряда». И не важно, насколько быстро он будет двигаться и как долго. Ровно то же происходит и с бизнесом: маркетинг «разгоняет» оборот средств, но стабилизировать эту машину на случай, если её «толкнут», увеличить массу и, как следствие, стабильность, призваны совсем другие инструменты. Пресловутые «связи» и другие возможности влияния на среду, например. «Стабфонд» в заначке у бухгалтера. HR-механики, позволяющие не растерять команду даже в трудные для компании времена. И инструменты повышения лояльности и удержания клиентов, конечно. А это и есть, по сути – сильный, «тяжелый» бренд, который остается «за спиной» бизнеса и во время роста, и во время стагнации. И позволяет не менять курса даже при ощутимых влияниях со стороны.

 

Стоит ли вкладываться в брендинг, посмотрев на него с такой стороны? Стоит ли изначально выезжать на оживленную магистраль на более стабильном и тяжелом транспорте? «Правильного» ответа нет, поскольку нет и универсальных правил. Но есть «подходящий» к решению задач бизнеса, да и самого предпринимателя. Собираясь ехать далеко – быстрее и комфортнее ехать в авто, это очевидно. Следовательно, бренд и прочие «не продающие прямо сейчас» механизмы – тоже нужны. Мотоциклы, минивены, «автостоп» на инерции других брендов – тоже отличные способы перемещения бизнеса в пространстве и времени. Нишевые, разумеется, но вполне рабочие. А вот вертеть педали велосипеда на таких расстояниях – сгодится разве что как челлендж, о рациональности затраченных усилий и о том, чтобы обогнать автомобиль, разговора даже не идет.

 

Зато «челленджер» придет к финишу, хоть и последним, но «прокачанным» донельзя. С массой интересной информации, собранной по пути, с собственной историей успешного осмысленного преодоления. И все равно – неминуемо – станет цельным брендом, если мы говорим об этом понятии как о способе избегать возможных внешних воздействий или справляться с ними. Если, конечно, доедет вообще – он научится маневрировать и объезжать препятствия, проходить в день большее расстояние, вставать, если упал. И таков будет его путь борьбы с обстоятельствами. Хоть изначально и не планировал этого, все необходимые атрибуты и RTB появятся у такого бизнеса вместе с опытом. Может быть (и даже – скорее всего) не совсем такие, как бы хотелось предпринимателю, но появятся.

 

Получается интересная штука: при любой игре вдолгую, если бизнес остаётся на плаву до определенного «часа икс» – он все равно будет иметь бренд как инструмент самостабилизации. Либо построенный со старта, либо сложившийся сам по себе через какое-то время. И бизнес обязательно будет, осознанно или нет, его использовать. Почему же не озаботиться его построением еще в начале пути? Выбрать цель, маршрут, вид транспорта, попутчиков – и начать максимально комфортное и быстрое движение вперёд?

 

Так что вопроса «зачем бизнесу брендинг» (возвращаясь к началу нашего текста) в природе, строго говоря, вовсе не существует. А есть лишь «когда и как сложится мой бренд». Есть «сложится ли он так, как мне хочется и объективно поможет развиваться». Да еще самое, пожалуй, неприятное – «сложится ли он до того, как впервые понадобится как инструмент». И очень хочется верить, что все будет складываться вовремя – надоел уже в соцсетях кентервильский грохот призраков провалившихся проектов, пугающий начинающих предпринимателей. Масла на смазку этих цепей не напасешься.



473

Оставьте ваш E-mail,
мы вышлем пример проекта
в течение 10 минут